Как подать жалобу на действие или бездействие налогового органа?

|
Статьи

Достаточно часто можно столкнуться с тем, что налоговый орган действует не так, как это прописывается законом: назначает необоснованные штрафы, приостанавливает действие счетов компании, доначисляет налоги, проводит внеочередные проверки без достаточных оснований и т.д. Можно встретить и обратную ситуацию: ФНС отказывается делать то, что обязана по законодательству – возвращать НДС, регистрировать компанию и т.д. Что делать в таких случаях и как защитить свои законные интересы? Вначале стоит подать жалобу в вышестоящий налоговый орган относительно действий или бездействия сотрудников налоговой инспекции – этот способ разрешения споров может быть вполне успешным. В данной статьемы разберёмся с тем, как это грамотно сделать.

Когда можно подать жалобу на действие или бездействие налогового органа?

Для того чтобы иметь возможность жалоба в налоговый орган, необходимые веские основания. Необоснованные жалобы не только не имеют шансов на удовлетворение, но и могут быть вредными для репутации компании – впоследствии к ней могут чаще применяться санкции, проводиться внеочередные проверки и т.д. Потому прежде, чем подать жалобу, нужно убедиться, что для этого есть достаточные основания. Такими основаниями могут быть:

  • сотрудники ФНС наложили необоснованные штрафные или другие санкции на компанию – хотя возможность накладывать штрафы является безусловным правом налоговых органов, на практике часто случаются злоупотребления этим правом: штрафуют предприятия, нарушения которых или вообще не доказаны, или недостаточно серьёзны для подобных мер воздействия. статистика говорит, что практически каждая проверка (особенно это касается выездных) заканчивается штрафом, хотя реальных нарушений со стороны налогоплательщиков намного меньше. Если вы считаете штраф, наложенный налоговой, необоснованным, это повод для обжалования действий ФНС;
  • были доначислены налоги без должных оснований – одной из очень распространенных санкций для компаний, которые проходят проверку, является доначисление налогов. Это нормальная практика: когда сотрудники ФНС выявляют отрицательную разницу между реально уплаченными налогами и их размером, который компания должна была уплатить по закону, разница может быть принудительно взыскана с нарушителя. Однако очень часто, как и со штрафами, налоги доначисляются без должных оснований, и у налогоплательщика есть два варианта — смириться с таким решением ФНС и заплатить требуемую сумму или обжаловать решение и добиться отмены доначислений;
  • во время проверки или других действий были зафиксированы нарушения – достаточно часто можно столкнуться с ситуациями, когда налоговики нарушают права компаний во время проверок, а также допускают различные ошибки, которые могут повлиять на ход проверки и выводы по ней. Всё это может поставить под сомнение все результаты налогового аудита, а значит, является веским поводом для подачи жалобы. Однако выявленные нарушения должны быть четко зафиксированы (желательно с участием опытного юриста) и быть легко доказуемыми;
  • отказ возместить НДС или применить налоговые льготы – по законодательству компании при определенных условиях (если размеры входного НДС больше выходного) могут претендовать на возмещение разницы из бюджета. Возмещение возможно только по решению ФНС и на практике часто тормозится или игнорируется. Кроме того, некоторые предприятия могут претендовать на налоговый вычет или льготную систему налогообложения, где также требуется решение налоговой инспекции. Если сотрудники ФНС не выполняют своих прямых обязанностей, это считается их бездействием, и может быть обжаловано аналогично неправомерным действиям.

Если вы столкнулись с одним из явлений, описанных выше, или считаете, что ваши права были нарушены другим образом, вы имеете право обратиться с жалобой на действия/бездействие сотрудников ФНС.

Как составить жалобу в налоговый орган?

Для отстаивания своих интересов очень важное значение имеет правильное составление жалобы. Если в ней будут допущены ошибки, или она будет составлена не по принятым правилам, ее с очень большой вероятностью отклонят, даже без рассмотрения по сути.

Точная форма жалобы не очень важна, но существует определенный алгоритм, которого рекомендуется придерживаться:

  • в шапке указывается ФИО лица, которое подает жалобу, наименование предприятия, которое он представляет, а также адресат жалобы. Чаще всего это руководитель отдела ФНС, чьи действия обжалуются, или же руководитель вышестоящего органа ФНС;
  • далее указывается мотивация для подачи жалобы – какие именно факты, действия или бездействие побудили обратиться в ФНС. Описывать нудно подробно: если события относятся к проверке, нужно указать дату ее проведения, номер акта проверки, перечень проверяющих, а также результаты, с которыми завершился аудит. После этого – конкретные причины, которые вы считаете нарушением своих законных прав как налогоплательщика – необоснованный штраф, доначисление налогов, отказ в возмещении НДС, нарушение сроков проведения проверки и т.д.
  • следующий раздел – аргументы в пользу того, что действия налоговиков были неправомерными. Здесь приводятся конкретные факты нарушений, например, если проверка может продолжаться максимально 3 месяца, а продолжалась 4, это подтверждается документами с датами начал и конца, если штраф был выписан за «сомнительные» операции, показывается, что это были обычные сделки и т.д. Аргументация должна быть максимально полной и прозрачной, чтобы не вызывать сомнений при рассмотрении;
  • в конце – подпись лица, которое подает жалобу, дата составления жалобы, а также алфавитный перечень документов, которые прилагаются к ней. Сами документы должны быть по возможности оригиналами, а если это неосуществимо – копиями, подлинность которых можно установить (например, через электронные реестры или посредством заверения у нотариуса).

Далее составленная жалоба удобным способом подается на рассмотрение. Обычно жалобы рассматривает то же отделение ФНС, чьи действия/бездействие оспариваются, однако возможны и исключения – если подается повторная жалоба (то есть, в удовлетворении первой было отказано), или же ответ на первичную жалобу предоставил руководитель отделения ФНС, она подается в вышестоящую инстанцию (региональное отделение ФНС).

Что делать после подачи жалобы в налоговый орган?

После того как жалоба подана, необходимо дождаться ее рассмотрения. Пока решение по жалобе не вынесено, как-то повлиять на него невозможно. Единственное, что можно сделать – это проконтролировать сроки: рассмотрение не может занимать больше 30 дней. После вынесения решения по жалобе заявитель получит на руки письменный текст, в котором будет содержаться информация о том, удовлетворена жалоба или нет, и если в удовлетворении отказом – то по каким причинам. А далее уже возможны варианты: если жалобу не удовлетворили, можно обратиться либо в вышестоящую инстанцию, либо с иском в суд. Правильное решение в каждой конкретной ситуации подскажет грамотный юрист по налоговым вопросам.

Заключение

Если вы считаете, что действия или бездействия налоговиков нарушили ваши права, вы можете их обжаловать. Делается это с помощью жалобы, причем очень важно соблюдать правильный порядок ее составления и подачи. Этот вариант решения налоговых споров является простым и достаточно эффективным, особенно если воспользоваться юридической помощью.

Читайте также:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять