Практически всегда налоговая проверка завершается какими-либо неприятными последствиями для бизнеса. Зачастую это штрафы, доначисление налогов, пени и другие санкции, причем далеко не всегда обоснованные. И перед руководством компаний, только прошедших аудит, часто стоит вопрос: получили акт налоговой проверки, что делать дальше? Стоит ли соглашаться с решением налоговой и выплачивать штрафы, или же есть перспективы обжалования и отмены неправомерных или сомнительных санкций? И если да, то в каких ситуациях это наиболее эффективно и что потребуется для грамотного обжалования? В данной статье мы разберемся с тем, как обжаловать акт налоговой проверки, куда для этого нужно обращаться и поговорим о порядке действий.
Срок обжалования акта налоговой проверки
Возможность обжаловать постановление ФНС – это право любого налогоплательщика, которое закреплено в законодательстве. Однако для того, чтобы воспользоваться этим правом, нужно помнить об обязательных условиях, одним из которых является соблюдение установленных сроков подачи жалобы. Если сроки будут пропущены, эффективно отстоять свои права с помощью обжалования не удастся – все обращения будут оставлены без рассмотрения, причем вполне правомерно.
Если обратиться к законодательству, то можно узнать о том, что существует два вида жалоб – апелляционные и обычные, и для них установлены различные сроки. Апелляционная жалоба подается на те решения ФНС, которые еще не вступили в законную силу. Для выездных проверок этот срок составляет 1 месяц с момента завершения всех процедур и оформления акта, для камеральных – 10 дней. Когда результаты проверки вступают в силу, апелляционную жалобу подать невозможно.
Что касается обычных жалоб, то они подаются только на результаты проверок, которые уже вступили в законную силу. Соответственно, сроки подачи такой жалобы намного дольше: налогоплательщику дается 1 год с момента вступления постановления в силу, чтобы подать жалобу. Причем этот срок касается как досудебного обжалования (когда жалобы подаются в налоговую), так и судебной процедуры. После истечения указанного срока подать жалобу без специальной процедуры восстановления пропущенных сроков (и достаточных оснований для этого) будет невозможно.
Необходимо помнить также и о том, что указанные сроки распространяются исключительно на подачу жалобы и не включают в себя время, которое потребуется на рассмотрение и вынесение решения по ней. Таким образом, важно успеть подать документы в установленные сроки.
Порядок обжалования акта налоговой проверки
Для того чтобы рассчитывать на эффективность и результативность действий по обжалованию результатов налогового аудита, нужно придерживаться прописанного в законе порядка действий. Принятый на сегодняшний день порядок обжалования актов проверок налоговых органов включает в себя такие последовательные действия:
- подготовка возражения на акт налоговой проверки – возражение, которое также иногда называется ответом на результаты проверки – это самое первое действие, которое готовится после получения акта проведенного аудита, с которым не согласно руководство компании. В возражении перечисляются все выявленные нарушения и неправомерные действия, которые были обнаружены, по возможности каждый факт подтверждается соответствующим документом, ссылкой на закон или другим способом. Далее пакет подготовленных документов отправляется на имя руководителя того структурного подразделения ФНС, которое проводило проверку (обычно это районное отделение налоговой по месту регистрации компании). Согласно законодательству, заявитель должен получить ответ на возражение в течение 10 дней с момент его получения адресатом (в некоторых случаях, например, когда не удается вовремя проверить все факты, предъявленные заявителем, этот срок может быть продлен). Письменный ответ обязателен в любом случае, даже если решение по заявлению будет отрицательным, только в этом случае вам обязаны объяснить, почему возражения не приняты. Если решение по ответу на акт налоговой проверки положительное, соответствующий документ будет отменен или скорректирован;
- подача апелляционной жалобы – если возражение не дало ожидаемого результата, но акт проверки еще не успел вступить в действие, можно подать апелляционную жалобу на решение налоговой службы. В жалобе излагаются все выявленные нарушения с точки зрения налогоплательщика, прилагаются подтверждающие документы, после чего документы передаются в районное отделение ФНС. Далее сотрудники налогового органа обязаны переадресовать жалобу на уровень выше — в областное отделение ФНС, где специальная комиссия ее рассмотрит и вынесет решение о том, насколько обоснованы требования заявителя. О результатах рассмотрения автор жалобы должен быть уведомлен в письменном виде в течение месяца с момента подачи жалобы;
- подача жалобы в ФНС – еще один способ обжаловать акт налоговой проверки, который подходит для случаев, когда он уже вступил в законную силу. В этом случае все напоминает подготовку и подачу апелляционной жалобы (сбор документов, составление текста самой жалобы, отправка его в ФНС), разница заключается лишь в том, что документы подаются в Федеральную налоговую службу непосредственно, минуя их подачу в районное отделение, а срок, отведенный на обжалование, увеличивается до 1 года. Как и в случае апелляционной жалобы, на рассмотрение документов закон выделяет 1 месяц, однако сроки могут быть продлены, если возникнет такая необходимость (это бывает в сложных случаях, когда требуются дополнительные экспертизы, привлечение специалистов и т. д., а также при большой загрузке областного отделения ФНС). Ответ заявителю (как положительный, так и отрицательный) приходит по почте в письменном виде;
- обращение в арбитражный суд – если никакие досудебные процедуры не принесли успеха, единственное, что остается налогоплательщику, чтобы оспорить акт проверки – это подать исковое заявление в суд. К процессу нужно тщательно подготовиться, привлечь специалистов (налоговых юристов), собрать максимальное количество доказательств своей правоты и корректно составить текст иска. В заявлении указываются даты проведения проверки, лица, которые ее проводили, что было выявлено, какие санкции наложены. Также указывается, почему вы не согласны с теми или иными положениями акта, где вы видите нарушения законодательства или своих прав, и приводите соответствующие аргументы в защиту своей позиции. Исковое заявление подается в арбитражный суд пор месту регистрации компании, где проходит рассмотрение. Если все сделано правильно, суд может отменить акт проверки или его часть, чем удовлетворит требования заявителя.
Добиться положительного результата без грамотной юридической поддержки практически невозможно, потому если планируете обжаловать акт налоговой проверки, заранее позаботьтесь о том, чтобы ваши интересы представлял грамотный налоговый юрист.
Заключение
В случае, если вы не согласны с результатами налоговой проверки, их можно изменить или отменить акт полностью. Для этого можно воспользоваться досудебными способами (подача возражения и жалобы), а также обратиться в суд. В любом случае, не помешает квалифицированная юридическая помощь.