Как урегулировать налоговые споры в досудебном порядке?

Получить консультацию

Включен в число
лучших юридических фирм
рейтинга «Право-300»

Алексей Слюсарев
Алексей Слюсарев
Генеральный директор, руководитель налоговой практики, профессиональный медиатор

Досудебное урегулирование налоговых споров

|
Статьи

Налоговые споры периодически возникают практически у каждой компании. Любая проверка, будь то выездная или камеральная, просроченная декларация, ошибочно рассчитанные налоги могут привести к конфликтной ситуации с ФНС, и найти выход из сложившейся ситуации не всегда легко. Одним из возможных вариантов является обращение в суд, но не всегда этот путь является оптимальным – решение дела может слишком затянуться, к тому же, потребуется много времени, сил и средств, чтобы решить спор в свою пользу. Потому нужна альтернатива, которой является досудебное урегулирование налоговых споров. О том, как правильно урегулировать конфликт с фискальной службой без суда, что для этого потребуется, а также каков порядок действий, мы поговорим в рамках данной статьи.

Документы для досудебного урегулирования налоговых споров

Право на досудебное урегулирование конфликтов гарантируется каждому субъекту предпринимательской деятельности – об этом прямо говорится в Налоговом кодексе РФ. Сама процедура предусматривает подготовку жалоб, возражений и других документов и подачу их на рассмотрение в фискальный орган (обычно тот же, который проводил проверку, наложил штрафные санкции или стал причиной спора по другому поводу). Конечно, для успешного урегулирования конфликта понадобятся документы, которые бы подтверждали правоту заявителя. Они могут сильно отличаться в зависимости от причин, характера и обстоятельств спора, потому приведем только наиболее распространённые в таких ситуациях:

  • жалоба на действия или бездействие налогового органа – основной документ при досудебном урегулировании споров. Именно в жалобе заявитель перечисляет все нарушения, которые были допущены, по его мнению, в действиях налоговой инспекции по отношению к компании, а также приводятся аргументы в защиту такой позиции. Кроме того, в жалобе также приводятся требования, которые обычно включают пересмотр/отмену акта налоговой проверки, отмену штрафных санкций, возобновление работы предприятия, разблокировку счетов и т. д.;
  • возражение на акт налоговой проверки – если спор возник после проведения налогового аудита (что бывает чаще всего), можно подготовить возражение на заключение проверяющих. В этом документе указывается, с какими выводами сотрудников фискального органа вы не согласны, приводятся аргументы в защиту такой позиции (например, перечисляются допущенные ими ошибки и нарушения, приводятся корректные данные взамен ошибочных и т. д.) и просьба пересмотреть содержание акта налоговой проверки полностью или в какой-то части;
  • документальные подтверждения своей правоты в споре – здесь перечень бумаг может максимально отличаться в зависимости от конкретного случая, поскольку напрямую зависит от того, что стало причиной спора и в каких обстоятельствах он возник. Например, если налоговики обвиняют компанию в совершении сделок с заниженной стоимостью товаров/услуг, приводятся первичные документы, подтверждающие заключение договоров именно на таких условиях; если среди нарушений – неправильно рассчитанный налоговый вычет или примененные льготы, подаются документы, которые подтверждают право предприятия использовать именно такие ставки и коэффициенты налогообложения; если среди вменяемых нарушений компании упоминаются заниженные зарплаты сотрудников или неправильное их оформление, подаются их трудовые договоры с заявленными условиями труда, трудовые книжки и т. д.;
  • уставные документы предприятия – зачастую споры касаются самого устава компании, поскольку основы ее деятельности закладываются именно там во время создания. Чтобы доказать представителям налоговой инспекции, что правда на вашей стороне, подаются устав компании, протокол уставного собрания акционеров, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, приказ о назначении генерального директора и его заместителей и т. д.;
  • исправленные декларации и другие документы с внесенными изменениями – если требования ФНС обоснованы и в проверяемых документах компании действительно были выявлены ошибки, в некоторых случаях спор можно разрешить, просто подав исправленные версии этих бумаг. Кроме того, конечно, придется выплатить разницу в налогах (если она есть) или удовлетворить другие требования фискального органа (если вы не имеете возражения по этому поводу), и приложить квитанции об оплате. Этого может быть вполне достаточно, чтобы снять ограничения со счетов или разблокировать деятельность компании другим способом.

В любом случае, вначале рекомендуется проконсультироваться с юристом по налогам, уточнить перечень необходимых документов, которые могут помочь уладить конфликт в вашем случае, а только потом их подавать в налоговую для рассмотрения. Так эффективность действий по урегулированию спорной ситуации будет максимальной.

Порядок досудебного урегулирования налоговых споров

Несмотря на все различие между возникающими налоговыми спорами, механизм их досудебного урегулирования очень похож во всех случаях. Порядок решения конфликтов выглядит так:

1
Подготовка аргументов для оспаривания решений или действий налогового органа.

Получив на руки акт налоговой проверки, постановление о наложении штрафа или другой документ, с которым вы не согласны и планируете оспаривать, внимательно изучите его, желательно с помощью профильного юриста. Основное внимание нужно уделить тому, на что опирались налоговики: например, выявленные нарушения, трактование законодательства и т.д. Изучив аргументацию инспекторов ФНС, подготовьте контраргументы (желательно документальные), которые могут доказать вашу правоту. Как уже упоминалось выше, это могут быть договоры, выписки со счетов, уставные документы компании и т.д.

2
Составление жалобы или возражения на акт налоговой проверки.

Когда аргументы для оспаривания готовы, нужно подготовить жалобу, в которой последовательно изложить, почему вы не согласны с решениями ФНС и чего хотите добиться обжалованием. Каждый пункт жалобы должен быть подтвержден документами или ссылками на законодательство. Оформляется жалоба на имя руководителя того отделения ФНС, чье постановление или решение оспаривается.

3
Подача жалобы на рассмотрение.

Когда жалоба готова, она вместе с сопутствующими документами передается на рассмотрение в отделение ФНС. Ответственные сотрудники (обычно из числа руководства) должны в 30-дневный срок рассмотреть жалобу и представить письменный ответ. Ответ может как удовлетворить просьбу заявителя, так и отказать в удовлетворении. Во втором случае у вас остается шанс отстоять свои интересы, обратившись с иском в суд.

Внесудебное решение налоговых споров бывает особо эффективным, когда нужно добиться быстрого улаживания конфликтной ситуации – разблокирования счетов, снятия запрета на ведение деятельности, отмену штрафа и т. д., поскольку, по сравнению с судами, существенно экономит время. А при грамотном подходе такой путь улаживания споров может быть очень успешным.

Заключение

Если у вас возникает конфликтная ситуация с налоговой, решить ее можно двумя путями – через суд или во внесудебном порядке. Внесудебное урегулирование споров включает в себя определенные этапы и требует грамотного подхода, также очень желательно воспользоваться помощью профессионального юриста.

Читайте также:

Понравилась статья? Сохрани в своей соцсети!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять