Как подать жалобу в антимонопольную службу?

Получить консультацию

Включен в число
лучших юридических фирм
рейтинга «Право-300»

Ольга Примова
Ольга Примова
Руководитель практики споров
с государственными органами

Жалоба в антимонопольную службу

|
Статьи

Если нарушаются законы, регулирующие свободную конкуренцию, или ваша компания сталкивается с другими нарушениями ее прав, входящих в компетенцию ФАС, нужно предпринимать какие-либо действия. Одним из вариантов выхода из ситуации может быть подача жалобы в антимонопольную службу. Это позволит эффективно повлиять на нарушителей законодательства и восстановить справедливое положение компании на рынке. В данной статье мы рассмотрим, как правильно подготовить и подать жалобу в ФАС, по каким поводам можно обращаться в антимонопольную службу, а также как проходит рассмотрение жалобы и принятие решения по ней.

В каких случаях можно подать жалобу в антимонопольную службу?

Существует несколько возможных ситуаций, которые могут быть основанием для обращения с жалобой в Федеральную антимонопольную службу. Среди них наиболее распространенными являются следующие:

  • сговор с целью повышения цен – нередко компании, работающие в одном и том же секторе рынка, вместо честной конкуренции вступают в сговор, цель которого – необоснованное повышение стоимости их услуг. В результате такого сговора цены в компаниях-участниках повышаются синхронно на одни и те же услуги, при этом условия предоставления услуг не изменяются, а часто даже ухудшаются. Поскольку такой сговор – это нарушение законодательства о защите конкуренции, такие случаи могут привести к антимонопольному разбирательству и наказанию для участников;
  • компания пользуется монопольным положением на рынке для ущемления конкурентов – если одно предприятие занимает ведущее положение в своей сфере, оно может предпринимать меры, чтобы не допускать честной конкуренции и не допустить потери монополии. Действия могут быть различными, однако почти все они противоречат антимонопольному законодательству, а значит, могут стать поводом для разбирательства ФАС. Если ваша компания сталкивается с давлением со стороны монополиста, можно готовить жалобу в антимонопольную службу;
  • нарушения при проведении торгов – как известно, государственные закупки должны проходить в формате торгов, где право на выполнение тендера получает компания, которая предоставила самые лучшие условия (низкая цена, высокое качество товаров и услуг, короткие сроки поставки, продолжительная поддержка и т. д.). Однако иногда требования закона 44-ФЗ нарушаются, и вместо полноценного аукциона проходит его имитация с целью передачи заказа компании-монополисту или подрядчику, связанному с заказчиком. Такое нарушение – однозначный повод для обращения с жалобой в ФАС;
  • нарушается закон о рекламе – согласно действующему законодательству, реклама не может очернять конкурентов, сообщать заведомо неправдивые сведения, рекламировать определенные товары или услуги и т. д. Однако нередко требования закона о рекламе нарушаются, что может повлиять на конкуренцию и положение компаний на рынке. Для того чтобы исправить возникшую ситуацию, можно обратиться в антимонопольную службу и инициировать разбирательство по данному факту;
  • навязываются дополнительные услуги или вынуждают обращаться к конкретной компании-исполнителю – принудительное навязывание услуг, которые не относятся к потребностям клиента, как и указание воспользоваться услугами конкретной компании (например, государственный орган принимает результаты экспертизы только одной организации при наличии аналогичных на рынке) является нарушением законодательства и может быть основанием для обращения в ФАС с жалобой.

Как подать жалобу в ФАС?

Подача жалобы в Федеральную антимонопольную службу происходит по определенному алгоритму, который состоит из таких этапов:

1
Составление текста жалобы

пожалуй, самый важный этап, поскольку от него во многом зависит, будут ли приняты какие-либо меры относительно нарушения, описанного в жалобе. Хотя форма подачи жалобы остается свободной, есть определенный порядок ее составления:

  • информация о заявителе – ФИО, наименование компании, если заявление подается от юридического лица, контактные данные, адрес регистрации;
  • сведения о нарушителе, если они известны – если вы точно знаете, кто нарушает антимонопольное законодательство, укажите данные о нем, это сильно увеличивает шансы на положительное решение по жалобе, ведь в противном случае нарушителя нужно будет установить сотрудникам ФАС;
  • указание о конкретном нарушении или нарушениях, которые вы выявили – необходимо перечислить, с какими именно нарушениями вы столкнулись и дать конкретные примеры (рекламные материалы с недостоверной информацией, закупка без прозрачного аукциона, синхронное повышение цен компаниями в одном сегменте рынка и т. д.). Чем более конкретными будут примеры нарушений, тем выше шансы на то, что ФАС примет адекватные меры. Желательно также указать, какие именно нормы законодательства нарушают выявленные факты;
  • требования – важно правильно сформулировать то, чего вы хотите добиться от ФАС. Обычно это предписание, которое заставит нарушителя привести деятельность в соответствие с законом, реже – провести новые торги, снизить цены на услуги и т. д. Также нужно помнить, что решения федеральной антимонопольной службы о штрафах принимаются уже по факту рассмотрения жалобы.
2
Подача жалобы на рассмотрение в ФАС

наиболее удобным вариантом подачи жалобы является форма на сайте службы в вашем регионе. Воспользовавшись формой, можно направить как саму жалобу, так и сопутствующие документы, подтверждающие изложенные в обращении факты. Кроме того, можно отправить документы почтой (желательно заказным письмом) или передать в отделение ФАС лично;

3
Рассмотрение и принятие решения по жалобе

в течение установленного законодательством времени сотрудники ФАС должны изучить изложенные в жалобе сведения, провести проверку, и в случае подтверждения нарушений закона выполнить соответствующие действия.

При подаче жалобы очень важно соблюдать сроки, особенно это касается ситуаций с госзакупками. Так, если тендер был открытый, то оспорить его результаты через антимонопольную службу можно на протяжении 10 дней с даты их опубликования, если же закрытый, срок подачи жалобы в ФАС по ФЗ-44 сокращается до 7 дней. Если сроки пропущены, жалоба будет отклонена. Чтобы повысить шансы на удовлетворение жалобы и уменьшение вероятности ошибок рекомендуется при подготовке обращения воспользоваться помощью опытного юриста по арбитражным делам.

Рассмотрение жалобы ФАС

После того как жалоба будет зарегистрирована в антимонопольной службе, она передается на изучение ответственным сотрудникам. Их задача – проверить сведения, изложенные в жалобе, и дать ответ, нарушают ли они действующее законодательство в сфере свободной конкуренции. Если будет установлено, что нарушения действительно были, к виновным применяются санкции: предписания, предупреждения, штрафы, в некоторых случаях (если были усмотрены признаки уголовных преступлений) сведения передаются в правоохранительные органы.

Согласно законодательству, заявитель должен получить официальный ответ от ФАС относительно жалобы в течение 5 рабочих дней с момента ее регистрации и начала рассмотрения. В некоторых случаях, если требуется более тщательная проверка или сотрудники местного отделения антимонопольной службы слишком загружены, сроки могут быть продлены решением руководителя отделения ФАС. Ответ направляется заявителю по почте, также может быть продублирован на e-mail, если заявление поступило по электронным каналам.

Заключение

Жалоба в ФАС может быть достаточно действенным инструментом, особенно если нарушения со стороны конкурентов явные. Широкий перечень причин, которые могут стать основанием для обращения в антимонопольную службу, позволяет компаниям отстаивать свое право на свободную конкуренцию. Если вы хотите защитить свои интересы максимально эффективно, воспользуйтесь грамотной юридической помощью.

Читайте также:

Понравилась статья? Сохрани в своей соцсети!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять