Как обжаловать решение налоговой?
Получить консультацию

Включен в число
лучших юридических фирм
рейтинга «Право-300»

Алексей Слюсарев
Алексей Слюсарев
Генеральный директор, руководитель налоговой практики, профессиональный медиатор

Как обжаловать решение налоговой?

|
Статьи

Каждая компания, которая ведет активную деятельность, периодически сталкивается с различными требованиями со стороны налоговой инспекции: доплатить налоги, заплатить штраф, исправить поданную декларацию, предоставить дополнительные документы во время проверки и т. д. Не всегда эти требования обоснованы, и компания с такими решениями налоговой инспекции может не согласиться. Для таких случаев существует процедура обжалования решения налоговой, которая позволяет отменить неправомерные постановления и восстановить справедливость. В данной статье мы поговорим о том, в каких ситуациях возможно обжаловать решения ФНС, как это правильно сделать, а также разберем сопутствующие вопросы.

По каким условиям вы имеете право обжаловать решение налоговой инспекции?

Для того чтобы обжаловать постановления налоговой, нужны определённые основания. Точнее, жалобу можно подать на любое решение, но добиться реальной его отмены можно только в том случае, если такая жалоба будет достаточно обоснована. Какие же аргументы считаются подходящими для подачи жалобы на решение налоговой? Вот основные из них:

  • во время проведения процедуры проверки (выездной или камеральной) были допущены нарушения со стороны сотрудников ФНС – нередко при проведении налоговых аудитов допускаются те или иные нарушения законодательства: затянуты сроки проверки, изъяты документы или техника, которые налоговики не имели права изымать, не были должным образом оформлены документы для проведения проверки, в аудите участвовали люди без должного оформления или полномочий и т. д. Если такие нарушения были вовремя зафиксированы, и есть доказательства их существования, это дает очевидные основания оспорить все результаты проверки или решения, принятые на их основании;
  • требования налоговиков не имеют под собой законных оснований – основными требованиями, которые предъявляются налогоплательщикам после проверок, являются оплата недоимок по налогам или штрафов за те или иные выявленные нарушения. Однако далеко не всегда подобные претензии имеют под собой законные основания: возможно, недоимки на самом деле не было, и разница между уплаченными и расчетными налогами появилась из-за ошибок сотрудников ФНС, а нарушений, за которые были наложены штрафы, не существовало в принципе. Если вы считаете, что требования сотрудников фискального органа неправомерны, вы вполне можете добиться отмены решения налоговой путем подачи соответствующей жалобы, приложив к ней доказательства своей правоты;
  • действия налоговой по отношению к компании неправомерны – речь идет о таких решениях как блокировка счетов, отзыв лицензии, арест имущества, изъятие техники или документов без оснований и т. д. Любые подобные действия, если совершаются сотрудниками ФНС, должны иметь под собой законные основания. Например, заблокировать расчетный счет могут только в том случае, если налогоплательщик долгое время игнорирует законные требования налоговиков, для изъятия техники требуется отдельное постановление и т. д. Если таких оснований нет, неправомерные действия налоговой стоит обжаловать, и есть большие шансы добиться решения в свою пользу;
  • сотрудники ФНС бездействуют в ситуации, когда должны выполнять свои обязанности – обжаловать можно не только какие-либо действия, но и бездействие налоговой. Если вы пытаетесь добиться определенного решения, а вместо этого сотрудники ФНС тянут время или отвечают отказами, запросы всё время перенаправляются вместо дачи ответа, это дает возможность подать жалобу и оспорить бездействие налоговиков. После положительного решения по вашей жалобе ответственных лиц заставят выполнить свои обязанности.

Приведенный здесь список – не окончательный, и вы можете оспаривать любые действия или решения налоговой, если считаете их неправомерными и нарушающими ваши интересы как налогоплательщика. Главное – иметь доказательства своей правоты и строго соблюдать процедуру обжалования.

Как обжаловать решение налоговой в судебном порядке?

Одним из возможных вариантов добиться справедливости в ситуации, когда вы не согласны с действиями/бездействием ФНС, является обжалование решения налоговой в судебном порядке. Конечно, вначале стоит попытаться оспорить решение в досудебном порядке, обратившись к начальнику отделения ФНС или в вышестоящую инстанцию – это быстрее и проще, но далеко не всегда такой способ достаточно действенный, и можно получить отказ. Обращение в суд более сложное, требует много времени и сил, однако дает намного более высокие шансы на успешное удовлетворение жалобы.

Согласно действующему законодательству (Налоговый и Гражданский кодексы, другие законы), судебное обжалование налоговых решений состоит из таких этапов:

  • подготовка обоснования для обжалования – как мы упоминали выше, очень важно, чтобы жалоба была подкреплена достаточными основаниями для решения в вашу пользу. Если вместо реальных доказательств в документах будут фигурировать только домыслы, оценочные суждения и т. д., у такой жалобы нет никаких судебных перспектив – она будет отклонена на первом же заседании. Доказательства вашей правоты должны быть документальными: если вы заявляете о нарушениях во время проверки, они должны быть задокументированы, если говорите о бездействии – предоставьте копию обращения с датой подачи и отказ (отсутствие ответа также будет доказательством), если утверждаете, что недоимка или штраф начислены неправомерно – покажите свои расчеты с указанием источника цифр и т. д. Чем больше документов будет подготовлено, тем более серьезной будет ваша позиция на суде, а значит, и выше шансы на победу;
  • составление и подача жалобы – в тексте документа нужно указать, какое именно решение налоговой оспаривается, когда оно было вынесено, чем оно обосновано, почему вы с ним не согласны и решили оспорить. Если ранее предпринимались попытки оспорить действия налоговой в досудебном порядке, это также необходимо указать в тексте жалобы. Также перечисляются все доказательства и аргументы, которые будут поданы вместе с жалобой. После этого исковое заявление направляется в арбитражный суд по месту нахождения отделения налоговой. Воспользоваться для подачи жалобы можно почтой, интернетом, услугами курьера или передать документы лично. Также не забудьте оплатить судебный сбор за рассмотрение иска;
  • участие в судебном процессе – после приема иска будет назначена дата слушаний по нему. Заявителю необходимо присутствовать на рассмотрении лично или воспользоваться услугами налогового юриста, который будет представлять его интересы в суде. В процессе слушаний необходимо убедить суд, что правда на вышей стороне, и действия налоговой не имели под собой законных оснований. В этом случае суд согласится с вашими требованиями и отменит постановление ФНС или заставит выполнить свои обязательства.

При подготовке и рассмотрении жалобы рекомендуется воспользоваться помощью юриста по налогам, который точно знает, что и как нужно сделать, чтобы добиться решения в вашу пользу и восстановить справедливость.

Заключение

Если вы не согласны с действиями или решениями налоговой, их можно оспорить и добиться отмены. Один из способов – обращение с жалобой в арбитражный суд. Если хорошо подготовиться, заручиться поддержкой профильного юриста и соблюдать порядок обжалования, будет несложно добиться поставленной цели.

Читайте также:

Понравилась статья? Сохрани в своей соцсети!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять