Хотите обжаловать решение налоговой?
Получить консультацию

Включен в число
лучших юридических фирм
рейтинга «Право-300»

Алексей Слюсарев
Алексей Слюсарев
Генеральный директор, руководитель налоговой практики, профессиональный медиатор

Обжалование решения налоговой

|
Статьи

Вы получили решение налоговой, но в корне не согласны с ним? Вам выписали штраф, выставили требование доплатить налоги, хотя вы не считаете, что нарушили налоговое законодательство? Во время налоговой проверки представители ФНС выявили нарушения, которые, по вашему мнению, являются надуманными? Что ж, такие ситуации сегодня встречаются сплошь и рядом, и если не знать, как отстаивать свои интересы, ничем хорошим это не заканчивается. К счастью для налогоплательщиков, законодательством предусмотрена возможность обжаловать решение налогового органа и отменить его полностью или частично, если в действиях налоговиков есть нарушения действующих законов.  В данной статье мы рассмотрим, как можно обжаловать налоговые решения, куда для этого обращаться, а также как повысить свои шансы в споре с представителями налогового органа.

Что нужно подготовить для обжалования решения налоговой инспекции?

Прежде чем переходить непосредственно к обжалованию постановления или решения налоговой, нужно хорошо подготовиться. Ведь без соответствующих аргументов жалоба не будет иметь законной силы и, скорее всего, будет отклонена. Что же может потребоваться для подготовки к подаче жалобы? Вот список того, что пригодится в любом случае:

  • текст решения/постановления налоговой – собственно, речь идет о предмете обжалования, без которого подача жалобы не будет иметь смысла. Не имеет значения, о каком именно постановлении идет речь – назначении штрафа, приостановке деятельности, аресте счетов – потребуется полный текст решения ФНС, включая аргументацию, должность и ФИО того, кто утвердил решение, дату принятия решения и т. д.;
  • доказательства конкретных нарушений законодательства со стороны налоговой – если вы зафиксировали нарушения законов представителя ФНС, они должны быть тщательно задекларированы и впоследствии представлены вместе с жалобой как доказательства вашей правоты. Нарушения могут быть самыми разными: превышение сроков проверки, неправильно составленные акты, ошибки при применении налоговых ставок и т. д. Важно, что обычные люди без специальных знаний не всегда могут распознать нарушения законодательства, потому хорошо, если фиксацией будет заниматься квалифицированный юрист;
  • аргументы в вашу пользу – если вам вменяют нарушения налогового законодательства, уклонение от уплаты налогов и т. д., важно при подаче жалобы убедить лиц, которые ее будут рассматривать, что данные обвинения не имеют под собой никакого основания. К примеру, если вас обвиняют в недоплате налогов, предоставьте расчеты, которые подтверждают, что все платежи были выплачены в полном размере, если речь идет о других нарушениях – покажите доказательства того, что все ваши действия были строго в рамках действующего законодательства и т. д.;
  • дополнительные доказательства – в данном случае речь идет о документах, которые могли бы выступать аргументами в вашу пользу. Например, это могут быть первичные бухгалтерские документы, которые подтверждают совершение той или иной сделки на конкретных условиях, трактовки норм законов, если они имеют отношение к вашей ситуации, результаты экспертиз и т. д. Важны любые доказательства, которые смогли бы доказать вашу правоту в решении налоговых споров, потому лучше проконсультироваться со специалистами относительно того, что может понадобиться.

Как правильно обжаловать решение налоговой, чтобы добиться победы?

Процедура обжалования решения налоговой обычно состоит из нескольких этапов, которые включают в себя следующие шаги:

  • подготовка аргументов и оснований для подачи жалобы – выше мы подробно расписали, что может понадобиться в процессе подготовки к оспариванию решения налогового органа. Очень важно правильно оценить ситуацию и подготовить всё, что так или иначе может быть использовано в споре в качестве аргумента в вашу пользу;
  • составление текста жалобы и подача на рассмотрение – первым этапом обжалования является подача жалобы в вышестоящий орган в иерархии налоговой службы. Например, если вам выписал штраф районный отдел ФНС, жалоба должна быть составлена на областное отделение Налоговой инспекции. Исключение составляют ситуации, когда жалоба направляется на имя директора местного отделения налоговой, но это возможно только в том случае, если оспариваемое постановление не было утверждено данным лицом. В тексте жалобы указывается, какое именно решение обжалуется (с указанием даты, примерного содержания, номера постановления и т. д.), с чем именно вы не согласны (со всем решением или с его частью), а также приводятся аргументы в пользу вашей позиции). Также нужно указать требования: отменить решение полностью или частично, изменить его и т. д.;
  • подача жалобы на рассмотрение – в зависимости от того, кем было утверждено оспариваемое решение, жалоба подается либо на имя директора местного отделения ФНС, либо в вышестоящую инстанцию. Жалоба может подаваться любым удобным для налогоплательщика способом: заказным письмом, лично в приемную отделения налоговой службы, через интернет посредством кабинета плательщика налоговой, курьерской службой и т.д. Самое главное – убедиться, что жалоба принята к рассмотрению;
  • получение ответа на жалобу – после того как обращение будет рассмотрено, заявитель должен получить обоснованный ответ на жалобу. В нем либо будет подтверждено, что нарушения со стороны налоговой действительно были, а значит, ее решение должно быть отменено, либо будет отказ в удовлетворении жалобы с обязательным объяснением, почему принято именно такое решение. В случае. Если вы получите отказ, его в дальнейшем можно обжаловать, а удовлетворение жалобы означает, что спор завершился в вашу пользу;
  • обращение в суд – в случае, если досудебное обжалование не дало желаемого результата, остается еще один вариант отстоять ваши интересы – обратиться в суд. Подобные споры рассматривает арбитражный суд, а значит, иск должен быть направлен именно туда. Для подготовки искового заявления потребуется все те документы, которые использовались для жалобы, а дополнительно к ним нужно приложить отказ в удовлетворении жалобы который вы получили. В тексте иска укажите, с каким именно решением налоговой вы не согласны, в чем вы видите нарушение ваших прав, почему вы считаете, что правда именно на вашей стороне и приложите доказательства этого. В качестве требований укажите отмену соответствующего решения ФНС или его части. Далее пакет документов подается на рассмотрение в местный арбитражный суд;
  • участие в процессе и получение судебного вердикта – после назначения даты слушаний нужно принять участие в заседаниях суда, где убедить судей в том, что правда на вашей стороне, и налоговая нарушила ваши интересы. В случае, если это удастся, решение арбитражного суда будет в вашу пользу. В случае же отказа вердикт можно обжаловать в апелляционном порядке.

В случае, если вам нужно обжаловать налоговую проверку или другие действия ФНС, не забывайте о юридической помощи. Опытный юрист по налогам поможет всё сделать максимально быстро и эффективно, и позволит отстоять ваши интересы в непростом споре с налоговым органом.

Заключение

Любые действия и решения налоговой, которые вы считаете неправомерными, можно обжаловать. Для этого вам понадобятся определённые аргументы, которые бы подтверждали вашу правоту и факты нарушений со стороны сотрудников ФНС. Своевременная консультация по налоговым вопросам поможет сделать все правильно и максимально эффективно.

Читайте также:

Понравилась статья? Сохрани в своей соцсети!

[addtoany]

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять


В чем выгода сотрудничества с нами?

Узнать