Расторжение госконтракта

|
Статьи

Многие компании заключают государственные контракты наравне с частными, считая их выгодными как для имиджа предприятия, так и со стороны возможной прибыли. Однако не всегда дела идут так, как планировалось, и приходится расторгать госконтракт. И тут бизнесмены сталкиваются с рядом сложностей, ведь расторгнуть договор с государственным предприятием или ведомством существенно сложнее, чем с частной компанией, особенно если инициатором расторжения выступает исполнитель. Тем не менее, несмотря на сложности, расторгнуть госконтракт можно. О том, как правильно это сделать, с чем придётся столкнуться, куда обращаться, а также о возможных «подводных камнях» процедуры мы поговорим в рамках данной статьи.

Основания для расторжения государственного контракта

Для того, чтобы расторгнуть любой договор, будь то контракт с государственным предприятием или обычная коммерческая сделка, должны быть определенные основания. Одного желания исполнителя или заказчика недостаточно, кроме тех случаев, когда это желание совпадает у обеих сторон, и сделка расторгается по взаимному соглашению. В обычных же случаях достаточными основаниями для расторжения госконтракта считаются следующие:

  • существенные нарушения условий договора со стороны заказчика – следует понимать, что существенными считаются такие условия, из-за которых становится невозможным добиться изначально поставленных целей. Наиболее распространенное существенное нарушение условий сделки – это проблемы с финансированием работ подрядчика: задержка оплаты, отказ платить аванс (если это предусматривалось договором), полное отсутствие финансирования и т. д. Кроме того, существенными нарушениями может быть непредоставление материалов или инструментов, которые должны быть переданы согласно условиям сделки, недопуск на территорию для выполнения работ, создание препятствий в осуществлении исполнения заказа, промедления в приёмке выполненных работ и т. д.;
  • нарушения не устранены в разумные сроки – говорить о разрыве договора можно только в том случае, если исполнитель уведомил заказчика о нарушениях с его стороны, и они не были устранены в разумные сроки. Конкретного определения, сколько может занимать по времени «разумный срок», в законодательстве нет, поэтому в каждом случае стороны сами определяют период для устранения недочетов. Чаще всего речь идет о сроках от 2 недель до 1-2 месяцев;
  • зафиксированная возможность расторгнуть договор в одностороннем порядке – одной из особенностей государственных контрактов в том, что права заказчика (по сути, представителей государстве в лице отдельных предприятий, ведомств, корпораций и т. д.) и исполнителей в лице частных подрядчиков сильно разнятся: если заказчик может в любой момент потребовать прекращения действия договора, даже если это не предусмотрено его условиями, то для исполнителя такой опции нет: он может требовать расторжения госконтракта только в том случае, если это прямо прописано в условиях сделки.

Если соблюдаются все описанные выше условия, то государственный контракт может быть расторгнут как в одностороннем порядке, так и по соглашению сторон. Если же хотя бы одно из условий отсутствует, разорвать сделку будет намного сложнее.

Расторжение государственного контракта в одностороннем порядке и по соглашению сторон: в чем разница?

Как уже упоминалось выше, госконтракт может быть расторгнут как по соглашению сторон, так и по инициативе одной из них (с некоторыми ограничениями для исполнителя). При этом эти способы достаточно сильно отличаются между собой по порядку расторжения госконтракта, процедуре и сложности:

  • расторжение госконтракта по соглашению сторон прямо предусмотрено Законом о госзакупках 44-ФЗ и не требует дополнительного внесения в текст договора. Для расторжения договора по инициативе исполнителя обязательно, чтобы такой пункт был внесен в сделку, иначе процесс сильно усложняется;
  • для расторжения госконтракта в одностороннем порядке требуются конкретные основания: неисполнение заказчиком взятых на себя обязательств, невозможность выполнить условия договора, неустранение нарушений в разумные сроки и т. д. Для разрыва государственного контракта по соглашению сторон не требуется ничего, кроме желания заказчика и исполнителя прекратить сотрудничество;
  • чтобы расторгнуть госконтракт по личной инициативе иногда приходится прибегать к экспертизам, собирать различные документы, готовить письменное уведомление второй стороны о выявленных нарушениях и т. д. Для расторжения договора по соглашению сторон ничего этого не требуется, достаточно просто подписать общий документ, который снимет обязательства сторон друг перед другом;
  • расторжение государственного контракта нередко доходит до суда, если исполнитель наотрез отказывается расторгать договор или есть другие причины, которые усложняют разрыв сделки (например, одностороннее расторжение не прописано в тексте договора). Для расторжения же госконтракта по взаимному согласию обращение в суд никогда не требуется.

Как видно, расторжение госконтракта по соглашению сторон намного быстрее и проще, а значит, по возможности нужно стараться разорвать сделку именно подобным способом. И только если это по какой-либо причине невозможно, остается расторжение в одностороннем порядке.

Арбитражный спор по государственному контракту

Как и вокруг любых других сделок, вокруг госконтрактов нередко возникают споры. Связаны они не только с желанием расторгнуть такой договор, но и с нюансами его исполнения, условиями и т. д. И несмотря на некоторые отличия, решается спор с госорганами практически аналогично другим арбитражным спорам: вначале попытки урегулировать конфликтную ситуацию в мирном русле (путем переговоров, претензий, медиации и т. д.), а затем, если это не дало результата – обращение в арбитражный суд с иском. Как и везде, понадобятся тщательно подготовленные аргументы в защиту своей позиции, грамотно изложенные требования, а также помощь юриста по спорам с государственными органами.

Важным отличием является то, что одной из сторон конфликта выступает государство, что серьезно усложняет ведение спора для другого участника. Не секрет, что суды нередко принимают решения в пользу госорганов даже тогда, когда их правота в споре сомнительна. Кроме того, госкомпании всегда представляют штатные профессиональные юристы, которые имеют большой опыт ведения подобных дел. Именно поэтому прежде, чем инициировать спор с государственным предприятием, рекомендуется вначале получить юридическую консультацию по теме от профильного специалиста, а также заручиться его поддержкой для дальнейших этапов урегулирования спора.

Заключение

Госконтракты имеют ряд особенностей, среди которых, в том числе, и отличия при расторжении таких сделок. Учитывая сильный перекос межу правами заказчика и исполнителя, к вопросу расторжения государственного контракта нужно подходить взвешенно, заранее подготовив все необходимые документы и заручившись юридической поддержкой. В противном случае спор почти наверняка будет проигран с очень неприятными последствиями для компании, включая как прямые убытки, так и репутационные потери. Грамотный юрист, специализирующийся на спорах с госкомпаниями, поможет урегулировать любую конфликтную ситуацию в вашу пользу.

Читайте также:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять