Конфликты и спорные ситуации, связанные с налогами и фискальными органами, периодически могут возникать у любого предприятия, вне зависимости от формы собственности, характера деятельности и других особенностей. Часть налоговых споров уладить достаточно просто, другие – намного сложнее, особенно если руководство компании не согласно с требованиями, которые выдвигает ФНС. Но, в любом случае, всегда нужно знать, как проходит рассмотрение налоговых споров, из каких этапов может состоять урегулирование конфликтной ситуации, куда обращаться, чтобы защитить свои интересы. Обо всем этом, а также о том, как ускорить разрешение спора с налоговыми органами, мы поговорим в рамках данного материала.
Досудебное разрешение налоговых споров
Налоговые споры являются подмножеством арбитражных, а значит, на них распространяются общие требования по урегулированию таких форм конфликтов. Среди прочего, законодательство требует, чтобы соблюдался досудебный порядок рассмотрения налоговых споров, в противном случае обратиться в суд не выйдет – иск будет отклонен еще до рассмотрения по сути. Однако даже если бы таких ограничений не существовало, для налоговых споров досудебное урегулирование можно считать хорошим вариантом решения – при небольших усилиях есть высокие шансы на положительный результат.
В большинстве случаев досудебное рассмотрение налоговых споров предусматривает такие этапы:
- поиск аргументов, которые позволили бы оспорить решение налоговой – чаще всего речь идет о конкретных нарушениях со стороны ФНС, например, неправомерно доначисленные налоги, штраф, арест счетов или приостановка деятельности без должных оснований, превышение максимально допустимых сроков проведения налогового аудита, изъятие документов или техники, которые не относятся к проверке, участие неквалифицированных экспертов или лиц, которые не имеют права принимать участие в проверке, технические ошибки, допущенные в актах и т. д. Выявленные ошибки и нарушения в обязательном порядке фиксируются, собираются доказательства их наличия, а также указываются ссылки на законы, которые регламентируют те или иные действия ФНС. В дальнейшем выявленные ошибки станут основой для обжалования;
- подготовка и подача возражения или жалобы – ответ на акт налоговой проверки (он же возражение) и жалоба являются основными документами, которые обеспечивают возможность оспаривания результатов аудита со стороны налогоплательщика. Между собой они отличаются не сильно, основное различие – в сроках подачи и адресате. Возражение подается в течение 10 дней с момента получения результатов проверки, жалоба – обычно в течение месяца. Получатель возражения – то же отделение ФНС, которое проводило проверку, а жалобы – вышестоящий орган, например, региональное отделение Налоговой службы. В тексте жалобы указываются все выявленные нарушения, после чего в требованиях указывается необходимость пересмотреть или отменить акт проверки. Адресатом жалобы или возражения всегда служит глава того структурного подразделения, куда обращается налогоплательщик;
- рассмотрение жалобы и получение результатов – в течение установленного законом времени (обычно это 10 дней, хотя в некоторых случаях рассмотрение может затянуться) специальная комиссия при ФНС, которая уполномочена рассматривать подобные жалобы, должна изучить обращение и вынести свой вердикт, стоит ли удовлетворять требования, изложенные в жалобе. В случае успеха результаты проверки будут пересмотрены, если же вам откажут, результаты останутся в силе. В любом случае, заявителю должен быть направлен подробный письменный ответ на поданную жалобу.
Всю переписку с ФНС следует сохранять, как саму жалобу, так и ответ на нее. Впоследствии эти документы могут пригодиться, если дело будет рассматриваться в суде.
Разрешение налоговых споров в суде
Судебный путь считается более сложным и продолжительным, но только рассмотрение налоговых споров в суде может гарантировать, что конфликт между фискальными органами и налогоплательщиком так или иначе будет улажен. Налоговые спорные ситуации, согласно подсудности, разрешаются в арбитражных судах. Как уже упоминалось, для подачи искового заявления предварительно нужно соблюсти претензионный порядок, то есть, подать жалобу/возражение в ФНС. Сам же судебный порядок рассмотрения налоговых споров состоит из таких этапов:
сам факт того, что вы не согласны с действиями или решениями налоговиков и хотите отменить штраф/доначисление налогов или разблокировать счета компании, не будет достаточным условием для суда, чтобы принять иск к рассмотрению. Достаточными основаниями могут служить конкретные нарушения законодательства со стороны сотрудников ФНС: неправильно рассчитанные налоги, затянутая по времени проверка (нарушение установленных сроков), превышение полномочий во время проведения аудита, ошибки при оформлении акта проведения проверки и другие нарушения, которые были выявлены. Поскольку подготовка оснований требовалась и для жалобы, можно воспользоваться сведениями, собранными ранее. Но лучше всего посоветоваться с юристом по налогам – он поможет найти подходящие основания для подачи иска;
делается по общему примеру, который используется для любых обращений в арбитражный суд. Документ состоит из следующих частей:
- шапка с указанием наименования суда, а также указанием сторон спора (истца и ответчика). В качестве ответчика будет выступать налоговая инспекция, которая вынесла несправедливое по вашему мнению решение, истцом – руководитель компании, которая оспаривает действия ФНС;
- обстоятельства, в которых возник и развивался спор – когда была проведена проверка и что она включала, какие решения содержались в акте, какие попытки уладить конфликт принимались до обращения в суд и с какими результатами и т. д.;
- доказательства вашей правоты – указания на конкретные ошибки, которые допустил ответчик, нарушения законодательства, расчеты, документы, которые подтверждают, что вы правильно рассчитывали и платили налоги, свидетельские показания и т. д., словом, все, что может подтвердить вашу позицию;
- требования к ответчику – обычно это отмена санкций или пересмотр акта проведения проверки, реже – полная отмена результатов налогового аудита;
- перечень документов и других доказательств, которые прилагаются к иску.
исковое заявление подается в районный арбитражный суд любым удобным способом: заказным письмом, через интернет или курьером. Важно убедиться в том, что документы приняты и будут рассматриваться в установленном порядке;
истец или его представитель должны посещать судебные слушания, доказать свою позицию и убедить суд в своей правоте. В случае успеха решение суда удовлетворит требования заявителя, если же судья откажет, можно подать апелляцию в вышестоящий орган.
Для того чтобы повысить свои шансы на успешное разрешение спора, рекомендуется заручиться поддержкой грамотного юриста, который специализируется на налоговых спорах. Его участие в процессе может ускорить процесс рассмотрения дела и упростит его для клиента.
Заключение
Если у вас возник спор с налоговой, его можно уладить, причем с выгодой для компании. Существующие варианты разрешения споров — досудебный и обращение в суд. В зависимости от ситуации, более выгодным может быть как один, так и другой вариант. Подсказать, как правильно действовать в сложившихся обстоятельствах, а также оказать другую помощь вам может опытный налоговый юрист.