Как разрешить корпоративные споры?
Получить консультацию

Включен в число
лучших юридических фирм
рейтинга «Право-300»

Екатерина Швец
Екатерина Швец
Заместитель генерального директора, руководитель практики юридической безопасности бизнеса, профессиональный медиатор

Решение корпоративных споров

|
Статьи

Конфликтные ситуации могут происходить в любой компании, особенно если это крупная организация с разветвленной структурой, большим количеством руководящего состава, акционерами и т. д. Впрочем, даже небольшие компании не застрахованы от внутренних споров и конфликтов. Подобные споры получили название корпоративные, и они относятся к одним из наиболее сложных в разрешении и при этом максимально опасным для организации: если вовремя не уладить конфликт, он может угрожать не только серьезными финансовыми и репутационными потерями, но даже ставить под сомнение само существование компании. В данной статье мы поговорим о видах, особенностях разрешения корпоративных споров, а также обо всех сопутствующих вопросах, касающихся данной проблематики.

Виды корпоративных споров

Существует несколько различных видов внутренних конфликтов в компаниях, которые необходимо различать, ведь разрешение корпоративных споров зависит, в том числе, и от характера такого спора. Вот наиболее распространенные разновидности корпоративных конфликтов:

  • споры, так или иначе касающиеся выпуска (эмиссии) ценных бумаг – многие компании, особенно после определенного опыта на рынке и получения первых серьезных прибылей задумываются о выпуске акций. Это может быть как способом привлечения дополнительных инвестиций, так и распределением накопленных активов между участниками организации. Поскольку акции и другие ценные бумаги позволяют их держателям напрямую влиять на стратегию развития компании, часто вокруг них вспыхивают споры: кто-то из учредителей оказывается недоволен своей долей, кто-то хочет оспорить сам факт эмиссии ценных бумаг и т. д. Такие споры решаются очень сложно, ведь чтобы суд мог определить, имели ли право руководители предприятия выпускать акции, правильно ли они были распределены и т. д., потребуется изучить устав и многие другие внутренние документы компании, провести экспертизы, опросить большое количество свидетелей. Кроме того, вынесение решения по спору усложняется тем, что на кону обычно серьезные средства, и никто не хочет уступать;
  • конфликты вокруг создания, реорганизации или прекращения деятельности юридического лица – кроме того, что все вышеописанные действия должны проводиться в строгом соответствии с действующим законодательством, важно, чтобы при этом были соблюдены интересы учредителей и руководства компанией. Если чье-то мнение будет проигнорировано, это может привести к спору – человек попытается восстановить статус-кво, отменив предыдущие решения. Потому очень важно правильно оформлять все важные решения относительно судьбы организации: при необходимости созывать собрания акционеров, протоколировать всё происходящее, своевременно готовить отчеты и т. д. – всё это поможет минимизировать вероятность возникновения подобных конфликтных ситуаций;
  • отстранение от должности, урезание полномочий – нередко случается так, что одному или нескольким лицам из числа руководства компании или ее учредителей пытаются ограничить полномочия, добиться увольнения, перехода на другую должность против его воли и т. д. Для этого не всегда используются законные и правовые методы, и даже если всё сделано в рамках действующего законодательства, ситуация выльется в корпоративный спор между пострадавшим и теми, кто занимался его отстранением. Решать подобные споры не очень просто, ведь лишаться руководящих должностей или доли в компании не хочется никому, а значит, конфликт может быть очень затяжным;
  • назначение или избрание на руководящие должности – как и при снятии с должности, при назначении на нее, особенно если речь идет о ключевых позициях в компании, между акционерами и учредителями могут возникать споры. Особенно конфликтной ситуация может стать, если была нарушена процедура назначения – например, не было оглашено собрание акционеров, не присутствовала часть делегатов, на голосовании была всего одна кандидатура, хотя устав требует несколько и т. д. Сторона, интересы которой нарушены назначением на должность, может попытаться оспорить и отменить принятое решение, что ведет к развитию и усложнению спора;
  • оспаривание других решений, принятых руководством или собранием акционеров – при утверждении того или иного решения всегда могут быть недовольные, которые выступали против подобного развития событий, но к ним не прислушались. Даже если процедура принятия решения была соблюдена, оппоненты могут попытаться его обжаловать и добиться отмены, а если нарушения законодательства или внутреннего устава компании всё же были нарушены, то это существенно повышает вероятность конфликта. К решениям, которые могут стать причиной спора, могут быть отнесены заключённые сделки, распределение прибыли, дивидендов или других активов, выбор стратегии развития, сборы акционеров и т. д.;
  • споры вокруг права собственности на недвижимость – большинство юридических лиц владеет какими-ибо объектами недвижимости: офисами, складами, магазинами, производственными комплексами и т. д. И эти объекты могут стать причиной разногласий среди руководства, особенно если организация ликвидируется, и активы должны быть распределены между учредителями. Если договориться о мирном распределении недвижимости не удается, происходит конфликт, для решения которого зачастую приходится обращаться в суды, ведь иначе его урегулировать не удается.

Отдельно стоит упомянуть рейдерство как один из вариантов корпоративного спора. В это понятие включают силовое или другое вмешательство в работу предприятия, конечной целью которого является захват руководства и всех активов. К корпоративным такой конфликт относится потому, что зачастую среди рейдеров встречаются бывшие или даже действующие руководители, члены правления или учредители компании, которые таким образом пытаются уладить другой конфликт (к примеру, несправедливое, по их мнению, отстранение от должности).

Порядок решения корпоративных споров

Несмотря на значительные различия между отдельными конфликтами, порядок и способы разрешения корпоративных споров во многом совпадают, вне зависимости от того, о каком именно конфликте идет речь. В большинстве случаев корпоративные конфликты разрешаются так же, как и любой другой арбитражный спор:

  • сторона, которая недовольна ситуацией, готовит и передает второму участнику спора письменную претензию с указанием перечня требований и оснований для их удовлетворения, включая документы, показания свидетелей и т. д.;
  • при согласии второй стороны проводятся переговоры (иногда с привлечением независимого медиатора или помощника), на которых участники конфликта пытаются урегулировать спор в мирном русле. В случае успеха спор считается исчерпанным;
  • если не удалось урегулировать корпоративный спор в досудебном порядке. одна из сторон подает исковое заявление в арбитражный суд, и дальнейшее урегулирование конфликтной ситуации происходит там. Если решение первой инстанции не устраивает какую-либо из сторон или нарушает законодательство, может быть подана апелляционная или кассационная жалоба на вердикт.

Учитывая существующие проблемы корпоративных споров и сложности их урегулирования, рекомендуется для решения спорной ситуации привлекать арбитражных юристов. На сегодняшний день юридические услуги по корпоративному спору, предлагаемые профильными специалистами, являются оптимальным решением, ведь они помогут быстро уладить конфликтную ситуацию, отстояв при этом свои интересы и не нанеся ущерба компании.

Заключение

Между отдельными руководителями или учредителями организации могут вспыхивать корпоративные споры. Причины, которые их вызывают, могут быть различными, но при этом подходы к урегулированию в большинстве случаев сходны. Участие грамотного профильного юриста позволит сократить время на разрешение спора и повысит вероятность его благоприятного исхода.

Читайте также:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять